Главная страница → История Тентелевского кладбища

История Тентелевского кладбища

Из истории этого кладбища известно очень мало.

Фрагмент карты Ленинграда 1933 года, на котором обозначено Тентелевское кладбище
Фрагмент карты Ленинграда 1933 года, на котором обозначено Тентелевское кладбище

Деревня Тентелева, или Тентула, как сообщает сайт «Петербург и окрестности», появилась из финского хутора Телтнис. По другим источникам, деревня возникла в конце XVIII века и была финской. Кладбище всегда называли лютеранским, иногда чухонским. Но, не смотря на это, в документах, посвящённых отчуждению земли от жителей деревни в пользу Митрофаниевского православного кладбища в 1859 году, есть прошение, подписанное жителями деревни, где нет финских фамилий, подписались: Иван Александров, Александр и Иван Березены, Иван Захаров, Андрей Степанов, Андрей Андреев, Александр Адамов, Фёдор Дмитриев, Пётр Семёнов, Пётр Адамов и другие (ЦГИА СПб. Ф. 192. Оп. 1. Д. 1151. Л. 9.). Через деревню протекала речка Ольховка, или Тентелевка, которая делила деревню на две половины. Эта река впадала в реку Таракановку, ныне они все засыпаны, под Балтийской железной дорогой сохранился мост-труба по которому текла речка Тентелевка. Существовали улицы Правая Тентелевская (ныне Химический переулок) и Левая Тентелевская (ныне в районе улицы Маршала Говорова). Существовал Тентелевский химический завод (с 1875 года), в советское время «Красный химик». В московском Политехническом музее находится макет установки Тентелевского химического завода для получения кислот. В музее Нарвской заставы (улица Ивана Черных, 23) истории завода посвящено несколько стендов и представлены образцы продукции завода.

Очевидно, что кладбище было образовано в годы появления деревни Тентелевой, но точную дату появления кладбища установить пока не удалось. В документах Российского государственного исторического архива есть сведения по расширению Тентелевского кладбища. В них указано, что кладбище было открыто исключительно для жителей деревни. В 1835 году пастор Финской церкви Св. Марии Манделин обратился в Министерство внутренних дел с прошением открыть кладбище для финнов, так как на других кладбищах за погребение с финнов взималась плата. Министерство приняло решение расширить Тентелевское кладбище, прирезав к нему 4800 квадратных саженей, чтобы хоронить на этом участке финнов. Тогда же жители деревни жаловались, что, несмотря на то, что кладбище устроено для их деревни, служители Калинкинской больницы вывозят туда покойников и иногда даже оставляют их не закопанными. Новый участок был прирезан в 1836 году, позднее, как известно - в 1845 году, открыли отдельное кладбище для финнов - Митрофаниевское лютеранское (финское) кладбище (РГИА Ф. 1287. Оп. 8. Д. 202. ЛЛ. 34-43.).

Несмотря на маленькие размеры кладбища, в книге В.И. Саитова отмечено несколько захоронений, по котором нами составлен небольшой список имён погребённых там лиц. Среди них:
- Вейгельдт Роман (Роберт) Карловича (15 января 1814, С.-Петербург - 22 февраля 1867) - архитектор, построил доходный дом на Галерная ул., 16 и Конногвардейский бульв., 13;
- Вутчиховский Герман - доктор медицины;
- Кларк Метью (1776-1846) - инженер-металлург, под его руководством изготовлены Колесница Славы, установленная на арке здания Гл. штаба (скульп. В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, 1829), конные группы на фронтоне Александринского театра;
- барон Фредерик Раль (1803 - 4 июля 1848) - капельмейстер Императорского двора, в 1842 году аранжировал военную музыку в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Самым известным захоронением Тентелевского кладбища была могила предпринимателя, общественного деятеля, действительного статского советника (1889 г.), почётного инженера-технолога (1888 г.) Франца Карловича (Франца Фридриха Вильгельма) САН-ГАЛЛИ (Sangalli) (1824-1908). Петербуржцам должен быть знаком красивый дом на Лиговском пр., 62 с красивой оградой сада - это особняк Сан-Галли. На его литейном заводе изготавливались трубы, части машин, механизмов, балки и железные фермы, которые использовались при строительстве многих петербургских зданий. Решётка Зимнего дворца (стоящая сейчас на пр. Стачек в саду 9-го января) также изготовлена на его заводе. Прадед и прапрадед автора этой небольшой заметки были рабочими завода Сан-Галли в начале 1900-х годов.

Что касается рядовых захоронений, то здесь, как уже упоминалось, захоранивались жители деревни Тентелевой, а позднее и прихожане многих лютеранских приходов. Особенного много здесь было погребено прихожан эстонского прихода Св. Иоанна, церковь этого прихода сейчас восстанавливается (улица Декабристов, 54). Списки погребённых на Тентелевском кладбище можно составить по метрическим книгам лютеранских приходов, которые сохранились в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. По предварительной оценке здесь погребено около 100 тысяч человек различных национальностей (в том числе немцы, финны, эстонцы, латыши, шведы, датчане, швейцарцы).

Время закрытия и уничтожения Тентелевского кладбища неизвестно, последний раз оно обозначено на карте Ленинграда 1933 года, а на карте 1934 года вместо кладбища уже обозначен пустырь. С кладбища не производилось перезахоронений в музейные некрополи (заслуги Сан-Галли не признавались советской властью). В настоящее время от кладбища не осталось и следа, трудно даже установить его точное место положение. Ориентировочно это угол Химического переулка и улицы Маршала Говорова, южнее Лермонтовским переулком, напротив Урхова переулка.

© Николай Лаврентьев, секретарь Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза