Главная страницаНовости → 11.12.2010. Возрождение воинского некрополя Смоленского православного кладбища

Новости

11.12.2010. Возрождение воинского некрополя Смоленского православного кладбища

Осенью 2010 года на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга были восстановлены два исторических надгробных памятника: надгробие русского офицера, участника Первой Мировой (Великой) войны, подполковника Павла Александровича Тищинского (1867-1917) и портупей-юнкера Павловского военного училища Александра Николаевича Макарова (1888-1908).

Подпоручик П.А. Тищинский во время службы в 25-м пехотном Смоленском полку. 1893 год. Фото из личного архива семьи Поповых.
Подпоручик П.А. Тищинский во время службы в 25-м пехотном Смоленском полку. 1893 год.
Фото из личного архива семьи Поповых.

Как известно, до переворота 1917 года, на Смоленском православном кладбище традиционно хоронили выдающихся деятелей искусств и наук: академиков живописи, артистов Императорских театров, профессоров Санкт-Петербургского Университета и преподавателей других высших учебных заведений, но свое почетное место в истории кладбища занимал и воинский некрополь. Свои участки на Смоленском кладбище имели: 1-е военное Павловское училище, 1-й и 2-й кадетские корпуса, Морской кадетский корпус. В 1880 году на Смоленском православном кладбище были погребены чины Лейб- Гвардии Финляндского полка, погибшие при террористическом акте в Зимнем дворце. Встречались и отдельные захоронения воинских чинов. За период Великой войны, с 1914 по 1918 год, на Смоленском православном кладбище Петрограда было погребено более 200 чинов Русской Императорской армии и флота: большая часть из этих погребенных – русские генералы, офицеры и нижние чины, убитые на фронтах Первой Мировой войны и умершие от ран, полученных в боях. К сожалению, после 1917 года, отношение новых властей к русской истории в целом, а особенно к истории военной, мягко говоря, не отличалось лояльностью. Первую Мировую войну, которую её участники и современники называли Великой и 2-й Отечественной, большевики окрестили «Империалистической», подвиг сотен тысяч русских солдат и офицеров, отдавших свои жизни за Отечество, был предан забвению, и даже сама память о них уничтожалась (например, было полностью уничтожено Братское кладбище героев Первой Мировой войны в Царском Селе).

Надгробие П.А. Тищинского до реставрации. Фото Павла Еремеева, 2010 года.
Надгробие П.А. Тищинского до реставрации.
Фото Павла Еремеева, 2010 года.

Не стала исключением, к несчастью, и судьба воинского некрополя Смоленского православного кладбища. Из сотен русских воинских надгробий здесь уцелели лишь единицы. Сегодня петербургские краеведы и военные историки так и не обнаружили места захоронений: полковника Лейб-Гвардии Московского полка В.А. Боярского (убит в бою и погребен в 1915 г.); прапорщика, Георгиевского кавалера (посмертно), С.М. Будынина (убит в бою и погребен в 1915 г.); подпоручика, Георгиевского кавалера (посмертно), А.П. Абаимова (убит в бою и погребен в 1915 г.); полковника Н.Н. Секирского (умер от ран, полученных в бою, и погребен в 1915 г.); подпоручиков Лейб- Гвардии Кексгольмского полка братьев Андржеевских (убиты в бою и погребены в 1916 г.), и десятков других героев Великой войны.

Надгробие П.А. Тищинского после реставрации. Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.
Надгробие П.А. Тищинского после реставрации.
Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.

В конце 1980-х-начале 1990-х гг. в Петербурге стали появляться первые инициативные группы, объединения и союзы, поставившие себе цель – возрождать и ухаживать за теми могилами русских воинов, которые чудом пережили годы советской власти.

Уборку, восстановление и поддержание в порядке сохранившейся части упомянутого выше исторического участка Павловского военного училища традиционно осуществляют добровольцы из среды петербургских офицеров и курсантов, а также представители различных военно-исторических и патриотических объединений. Павловское военное училище по праву считалось одним из лучших высших военных учебных заведений, воспитывавших военную элиту России. Из стен этого училища вышли такие выдающиеся личности, как: А.Н. Куропаткин, П.Н. Краснов, М.Г. Дроздовский, П.И. Мищенко, В.К. Витковский, А.Н. Пепеляев, Ф.Э. Бредов, А.П. Будберг, М.Ф. Скородумов, М.М. Зощенко. В октябре 2010 года Фонд развития ритуальных услуг «Смоленское Православное кладбище» и ООО «Собор» оказал содействие по установке чугунного креста на надгробный памятник портупей-юнкеру Макарову.

Надгробие П.А. Тищинского после реставрации. Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.
Надгробие П.А. Тищинского после реставрации.
Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.

В северо-восточной части кладбища, неподалеку от восстанавливающейся церкви Светлого Христова Воскресения, был обнаружен полуразрушенный склеп полковника, Георгиевского кавалера, Виктора Антоновича Ягелловича, погибшего на фронте в 1916 году, а совсем рядом надгробие другого офицера – подполковника Павла Александровича Тищинского, скончавшегося от ран в июле 1917 года. Летом 2010 года образовалась инициативная группа, занявшаяся восстановлением надгробного памятника подполковника Тищинского. Совместными усилиями участников межрегионального движения «Белое Дело», частных лиц, при поддержке Фонда развития ритуальных услуг «Смоленское Православное кладбище» и ООО «Собор» были проведены реставрационные работы: укреплен фундамент памятника, очищены от многолетнего налета гранитный пьедестал и полированная тумба из красного карельского гранита, а самое главное – изготовлен и установлен каменный крест, взамен сбитого в советские годы. Параллельно с работами на кладбище шел и архивный поиск, позволивший познакомиться с личностью Павла Александровича Тищинского. Биография этого русского офицера весьма примечательна.

Родился Павел Александрович 14(26) января 1867 года в Чернигове, в дворянской семье, происходившей из малороссийской казачьей старшины. Закончив 5 классов Черниговской гимназии, Павел вступил рядовым, на правах вольноопределяющегося 2 разряда, в 18-й пехотный Вологодский полк. Через год он был командирован в Чугуевское пехотное юнкерское училище для прохождения курса наук, которое блестяще окончил в 1891 году. Высочайшим приказом от 1(13) декабря 1891 года Павел Александрович был произведен в подпоручики. С начала 1892 года по октябрь 1896 года служил в 25-м пехотном Смоленском полку, который квартировал в Радомской губернии. После смерти отца – губернского секретаря Александра Амфиановича Тищинского, последовавшей в 1896 году, Павел Александрович переводится в 168-й пехотный резервный Острожский полк, стоявший в его родном городе – Чернигове. На попечении Павла Александровича и его старшего брата Николая остаются три младшие сестры и матушка – Зелина Францевна. 7(19) февраля 1897 года поручик Павел Тищинский подает на имя С.- Петербургского Градоначальника генерал-майора Николая Васильевича Клейгельса докладную записку с просьбой о переводе и зачислении его в штат Петербургской полиции. Ожидая перевода в столицу, Павел Александрович активно участвует в первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года (позже он был награжден медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года»).

Церемония открытия памятника и панихида по воину Павлу. Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.
Церемония открытия памятника и панихида по воину Павлу.
Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.

Генерал-майор Клейгельс получил прекрасные аттестации поручика Тищинского с мест его службы, однако свободных вакансий в штате Петербургской полиции не было. Переводу Павла Александровича сильно поспособствовали личные ходатайства Ольги Вонлярлярской и Марии Николаевны Беляевой (матери будущего Белого генерала И.Т. Беляева). В апреле 1898 года П.А. Тищинский был зачислен в резерв С.-Петербургской столичной полиции. Последующие 19 лет его служения Государю и Отечеству протекали в разных полицейских участках Санкт-Петербурга (Петрограда). Павел Александрович проделал путь от младшего помощника участкового пристава до пристава Суворовского участка Васильевской части, подполковника (произведен в этот чин в 1913 году). Следует иметь в виду, что служба в полиции в тот период, в который выпало служить Тищинскому, была сопряжена со множеством трудностей и опасностей, представляя собой своего рода “внутренний фронт”, первые удары революционного экстремизма всегда принимали на себя полицейские. За период с 1905 по 1907 гг. было убито около 800 чинов полиции, в том числе – несколько десятков участковых приставов. За время службы Павел Александрович Тищинский был награжден орденами: Cвятого Владимира 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степени. В январе 1899 года он женился на дочери действительного статского советника Нине Алексеевне Ханенко, у них было трое сыновей: Михаил (родился в 1899 г.), Владимир (в 1902 г.) и Георгий (в 1903 г.). Одна из младших сестер Павла Александровича, Любовь Александровна, в замужестве – Андреева-Дельмас, была в начале XX века известнейшей оперной певицей (меццо- сопрано), участницей знаменитых «Русских сезонов» в Монте-Карло и Париже. Именно Любови Александровне восхищенный А.А. Блок посвятил цикл стихотворений «Кармен».

Церемония открытия памятника и панихида по воину Павлу. Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.
Церемония открытия памятника и панихида по воину Павлу.
Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.

Роковой 1917-й год изменил судьбы миллионов жителей России, не стала исключением и судьба подполковника П.А. Тищинского. Февральский переворот 1917 года, который некоторые до сих пор называют «бескровной революцией», сопровождался разгромом полицейских участков, убийством городовых, околоточных надзирателей, офицеров полиции и членов их семей. К счастью, семья Павла Александровича и он сам уцелели в те страшные февральские дни, но вскоре новая власть упразднила полицию, а бывшие ее офицеры и нижние чины были предоставлены сами себе. В сложившейся ситуации, Павел Александрович принимает тяжелое, но, пожалуй, единственно возможное решение – он, к тому времени уже 50-летний, измученный недугами, не служивший в строю без малого 20 лет, уходит на фронт, в действующую армию. К лету 1917 года процесс разложения на фронте идет уже полным ходом, подогреваемый пораженческой пропагандой большевиков и безвольной политикой Временного правительства. Подполковник Тищинский прибывает в 155-ю пехотную дивизию, в 619-й Злочевский полк, сформированный уже в военное время. 18 июня 1917 года начинается наступление частей Юго-Западного фронта Русской армии – последнее наступление русских войск в Первой Мировой войне. Павел Александрович Тищинский получает тяжелое ранение в одном из первых боев. 5(18) июля 1917 он умирает от заражения крови (столбняка). Забрать тело покойного супруга приезжает Нина Алексеевна. 12 (25) июля 1917 года подполковник Павел Александрович Тищинский был погребен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Таким коротким и таким жертвенным оказалось участие этого офицера в Великой войне… Его старший брат, участник Русско-японской войны, Николай Александрович Тищинский, встретил Первую Мировую войну полковником, а закончил уже генералом. Погиб Николай Александрович, сражаясь с большевиками на Юге России.

Надгробие портупей-юнкера Павловского военного училища Александра Николаевича Макарова (1888-1908) после реставрации. Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.
Надгробие портупей-юнкера Павловского военного училища Александра Николаевича Макарова (1888-1908) после реставрации.
Фото Павла Еремеева, 11.XI.2010 года.

Возрожденное надгробие подполковника Тищинского и портупей-юнкера Макарова – это первый, не только на Смоленском кладбище, но и в Санкт-Петербурге, восстановленный памятник офицеру, павшему на фронте Великой войны. Торжественное открытие памятника и панихида по воину Павлу, живот свой за Веру и Отечество положившему, состоялись 11 ноября 2010 году – в 92-ю годовщину окончания Первой Мировой войны. В открытии приняли участие представители Митрофаниевского союза.

© Николай Родин, краевед, исследователь Белого движения. Статья опубликована в газете «С уважением к памяти» № 11 (27), ноябрь 2010 года.

Назад к новостям